Довольно часто встречается монтаж подобных деталей, выполненный как показано на рис. 1. Здесь ручей шкива клиноременной передачи расположен у самого торца вала электродвигателя.
Рис. 1
Как правило, ничто не мешает перевернуть этот же шкив и поставить его как показано на рис. 2.
Передача будет работать как и прежде, но существенно уменьшится нагрузка на оба подшипника электродвигателя. Особенно это важно для переднего – ближнего к шкиву подшипника.
Если вспомнить, что долговечность обычного шарикового радиального подшипника обратно пропорциональна кубу нагрузки, то эффект от такой простой «рационализации» нужно признать ощутимым.
Рис. 2
Еще больший эффект получается, когда, если это позволяют габариты узла, удается поместить венец шкива или звездочки между опорными подшипниками, оставляя его ступицу на консольной части вала.
На рис. 3 показано такое решение для зубчатого шкива водяного насоса автомобильного двигателя.
Рис. 3
Ели бы эта помпа была выполнена аналогично верхнему рисунку, для нее потребовались бы подшипники примерно в 4 раза большей грузоподъемности.
Д.Д.