Патентование вечного двигателя

Не поверил бы, что такое возможно, если бы не видел описание к патенту на изобретение «Автомобиль В.С.Григорчука» (RU 2147528) с приоритетом от 1998 г. С 2003 года патент не действует, но не потому, что относится к вечным двигателям, а из-за неуплаты пошлины за его поддержание в силе.

Вот выдержка из реферата этого патента:

«Новым в автомобиле является то, что двигатель выполнен в форме герметичного корпуса, пневматически связанного через запорную аппаратуру с баллонами сжатого воздуха высокого давления. Внутри корпуса установлен пневмостатический двигатель, ротор которого имеет специальные каналы и кинематически связан с механизмом управления и выходным валом с маховиком через герметичное устройство передачи вращения. При подаче сжатого воздуха внутрь корпуса двигателя под действием статического давления воздуха на дно каждого из каналов ротор приходит во вращение.»

А это одна из многочисленных иллюстраций к описанию изобретения, на которой показан поперечный разрез ротора, отображающий «принцип действия» двигателя:

Ротор

Ротор помещен внутри герметичного корпуса и, по мысли изобретателя, должен вращаться против часовой стрелки, если в корпус подать сжатый воздух. Вращающий момент якобы создается давлением воздуха, действующим на дно каждого из каналов 55, 56, 57, и 58. Это должно происходить потому, что давление, действующее на эти площади, якобы не уравновешено, так как каналы открыты с наружной стороны.

Это и есть вечный двигатель, поскольку расхода сжатого воздуха нет, следовательно, нет и подвода энергии к двигателю во время его работы.  По мысли изобретателя, однажды созданное давление воздуха должно обеспечивать вращение двигателя как угодно долго.

Естественно, такой «пневмостатический» двигатель работать не будет, поскольку все силы, создаваемые давлением воздуха и действующие на все поверхности ротора, включая все каналы, всегда уравновешены. Какую бы форму эти каналы ни имели и как бы они ни были ориентированы.

Как же удалось запатентовать эту заведомо неработоспособную, противоречащую законам физики конструкцию? Просмотрев описание, пришел к выводу, что залог успеха состоит в составлении заявки по некоторым правилам, которые можно сформулировать примерно так:

— Нужно подавать заявку не на вечный двигатель и вообще не на двигатель, а на какую-либо машину, в состав которой входит этот двигатель. В данном случае это автомобиль. А еще один патент выдан тому же автору на изобретение «Генераторная установка» (RU 2148886), в которой применен очень похожий и такой же «вечный» двигатель.

—  Ни в коем случае не писать, что к двигателю не подводится какая-либо энергия. Это сразу насторожило бы эксперта, он стал бы вникать в детали и обнаружил бы, что, по сути, подана заявка на вечный двигатель. Например, как здесь, пишем, что подводится сжатый воздух. И не пишем, что это делается только один раз, а во время работы этот воздух не расходуется.

— Нужно составить как можно более длинное описание, включив в него множество не принципиальных деталей и устройств, среди которых вечный двигатель просто затеряется и не привлечет к себе пристальное внимание экспертизы. В данном случае это кабина автомобиля, его кузов рама и колеса, силовая передача и масса всяческих устройств, вроде баллонов с сжатым воздухом, манометров, рычагов и педалей управления, всяческих втулок, шестерен, муфт и т. п., никак не меняющих сути «изобретения».

— Ни в коем случае не писать, что преимуществом изобретения является практически полное отсутствие расхода какой-либо энергии (топлива). Нужно писать что-нибудь не слишком настораживающее, вроде «повышения энергоэффективности» или чего-нибудь еще, отвлекающего внимание. В данном случае в описании читаем:

«Предлагаемый автомобиль может быть использован в местах, куда затруднена доставка органического топлива.

Положительный эффект предполагаемого изобретения: экономия органического топлива, увеличение дальности пробега автомобиля на одной заправке, уменьшение загрязнения окружающей среды, повышение пожаробезопасности.»

Д.Д.