Зачем красят внутренние полости редукторов?

Две цитаты:

Первая из беллетристики (http://ivushkin.mylivepage.ru/wiki/1319/462):

Анна Блажкова:

«Через несколько минут уже читаю инструкции разбавителя и отвердителя, делаю в баночке примерное количество краски и начинаю облагораживать кроваво-красным цветом внутренние полости двух редукторов».

 

Вторая с «Металлического форума» из темы «Токарный станок»

(http://www.desti.ru/forum/lofiversion/index.php/t1848-50.html):

Форумчанин Desti:

«Сразу возникает вопрос, а зачем красить внутренние невидимые полости? Ржавчину там можно истребить преобразователем, но красить… Я бы замазал маслом и забыл про эту полость».

 

Действительно, — зачем?

Безусловно, какая-то коррозия там имеет место, ведь есть сколько-то влаги, есть ее конденсация и т.д. Но почему чаще всего краска именно красная, а в старину была исключительно красная?

Объяснения найти не удалось. В современных ТУ можно встретить фразу: «Необработанные внутренние полости корпусов из чугуна и стали должны быть окрашены маслостойкой краской». То есть, не обязательно красной, но «должны быть».

Поскольку объяснения нет, а недоуменный вопрос приходит в голову не одному Desti, во многих случаях сейчас корпуса редукторов и других закрытых передач вообще не красят. А зря! Ведь когда-то объяснение было, и наши предшественники ничего просто так не делали. Предположительно необходимость или хотя бы желательность окраски можно объяснить следующим:

Основной способ серийного изготовления стальных и чугунных корпусов – литье, причем чаще всего литье в землю. Поэтому в полостях всегда остается какое-то количество песка, как бы эти полости не чистили. Вот краской и закрепляют этот песок. Без такого закрепления он рано или поздно переходит в масло, а последствия работы передачи на масляно-песчаном коктейле понятны. Это же справедливо и в отношении  сварных корпусов мелкосерийного и штучного производства. Только здесь речь не о песке, а о неистребимой окалине и шлаке.

А красный цвет, возможно, потому, что когда-то лучшей по укрывной способности и одновременно по антикоррозионной стойкости краской был свинцовый сурик. Сейчас, видимо, имеются и другие материалы, не менее подходящие для закрепления агрессивных частиц и защиты от коррозии.

 

10.01.10.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Д.П.Д.