В последние десятилетия всё большее распространение получают корпусные подшипники, построенные на базе радиального шарикового подшипника с удлиненным внутренним кольцом, со сферической посадочной поверхностью наружного кольца, с двусторонними уплотнениями и защитными кольцами. Насколько знаю, первоначально их создатели предназначали эти изделия для сельскохозяйственной техники. Целью было придать относительно дешевым шариковым радиальным подшипникам свойство самоустанавливаемости и обеспечить их встраивание в малогабаритный корпус. Один и тот же подшипник серии, получившей название UC, может легко устанавливаться в корпуса различной формы (рис. 1).
Рис. 1. Подшипник UC205 в различных корпусах
Эти удобные и простые в монтаже подшипники теперь находят применение не только в сельхозтехнике, но и в самом разном нестандартном оборудовании. Их производят многие компании, кроме российских, и вносят в них различные изменения.
Однако, у них есть существенный, на мой взгляд, недостаток. На каждом корпусе имеется маслёнка для закачки консистентной смазки. В наружном кольце подшипника предусмотрено смазочное отверстие, а в корпусе смазочная канавка (рис. 2).
Рис. 2. Подшипник и корпус.
Здесь на корпусе зеленым цветом выделена сферическая посадочная поверхность под наружное кольцо подшипника, красным цветом выделена смазочная канавка, а желтым – цилиндрическая выемка (два паза) для установки подшипника в корпус. Предполагается, что нагнетаемая через маслёнку смазка по канавке проходит до отверстия в наружном кольце подшипника и попадает в его полость. Попутно обеспечивается смазывание контактных сферических поверхностей подшипника и корпуса. Однако, ничто не мешает смазке проходить через канавку не в подшипник, а выходить наружу, через две монтажных выемки в корпусе. На рисунке 3 красными стрелками отмечены смазочная канавка и выемки, через которые нагнетаемая через маслёнку смазка может выходить наружу. Попутно, и заложенная в подшипник заводская смазка может мало-помалу утекать из него тем же путём. Например, под действием давления в полости подшипника от его нагрева при работе.
Рис. 3. Монтажные выемки и смазочная канавка на корпусе
На мой взгляд, изготовителям следовало бы предусмотреть какие-то заглушки для монтажных выемок. Интересно было бы узнать. как ведут себя такие подшипниковые узлы при работе. Поэтому приглашаю коллег, имеющих опыт их эксплуатации, высказаться по этому поводу на форуме, где открыта соответствующая тема.
15.06.2022 Д.Д.