Случайно обнаружил на сайте «Ответ.Mail.ru» сюжет семилетней давности, где тогдашний студент просит разъяснить почему на промежуточном валу двухступенчатого цилиндрического редуктора наклоны зубьев колеса и шестерни следует делать однонаправленными.
На тот момент он получил единственный ответ, причем неправильный. К тому же автор ответа в комментариях упорно отстаивал свою неправоту.
Ситуация интересная. Посмотрел в сети несколько учебников и атласов конструкций и не нашел ни одного правильного ответа на этот вопрос. В большинстве случаев нет никакого разъяснения, а в иллюстрациях встречаются как правильные, так и неправильные решения. Например, рисунки 1 и 2 заимствованы из Атласа конструкций редукторов Цехновича Л.И. и Петриченко И.П. ( https://lib-bkm.ru/load/12-1-0-1390 ).
Рис. 1. Редуктор с правильным решением вопроса
Рис. 2. Пример неправильного решения
Похоже, авторы большинства учебников не обращают на этот вопрос внимания, а просто приводят конструкции серийных редукторов, создатели которых принимают решения по своим соображениям, верным или ошибочным.
А вот прямая неправильная рекомендация в одном учебном пособии обнаружилась. Вот в этом:
Редукторы зубчатые: методические указания к курсовому проекту по дисциплине «Детали машин и основы конструирования» / В.Ф. Водейко, Д.Г. Эфрос. – М.: МАДИ, 2014. ( http://lib.madi.ru/fel/fel1/fel14M164.pdf ).
Здесь на стр. 9 написано следующее: «При применении косых зубьев возникают осевые силы, действующие на опоры. На колесах промежуточного вала для уменьшения осевой составляющей наклон зубьев на одном колесе должен быть противоположен наклону зубьев на другом колесе».
А ведь вопрос решается просто. Чтобы осевые силы на зубьях зубчатого колеса и шестерни промежуточного вала частично компенсировались, направление наклона зубьев должно быть одинаковым. Дело в том, что зубчатое колесо на промежуточном валу является ведомым элементом в зацеплении первой ступени редуктора, а шестерня на этом же валу является ведущим элементом в зацеплении второй ступени. Поэтому окружные силы на зубьях этих элементов приложены к разным сторонам этих зубьев и направлены в разные стороны. Соответственно, при одинаковом направлении наклона зубьев, осевые силы будут направлены в разные стороны.
На рисунке 3 слева показана кинематическая схема редуктора, а справа схема окружных и осевых сил на зубьях колеса и шестерни промежуточного вала.
Рис. 3. Картина осевых нагрузок на промежуточный вал редуктора
На всякий случай оставил свой ответ на упомянутом в начале сюжета сайте ( https://otvet.mail.ru/question/172856608 ), хотя вряд ли кто-то обратит на него внимание по прошествии семи лет.
08.03.2022 Д.Д.