Пружинные шайбы

 

Пружинная шайба, шайба Гровера или попросту гровер всем хорошо знакома, применяется очень широко и, видимо, является самым простым по конструкции средством предотвращения самоотворачивания винтов и гаек.

Между тем, по поводу этой простой детали есть разные суждения, и хотелось бы узнать мнение опытных коллег по такому, например, вопросу:

Распространено понятие, что такие шайбы нельзя применять внутри закрытых механических передач. Считается, что, будучи хрупкой, шайба может сломаться, а ее обломки приведут к катастрофическим последствиям.

Сам я сломанных гроверов не видел и, похоже, если их делать по ГОСТу, поломки вообще исключены, так как при испытаниях, предусмотренных стандартом, шайба должна без поломки и без появления трещин выдерживать отгибание концов на целых 45º. Правда, если бы все делалось по ГОСТам, жизнь наша была бы существенно лучше.

Стандарт предусматривает два исполнения шайб:

sborka

И сказано, что «кромка, образованная плоскостью среза и опорной поверхности шайбы, должна быть острой». Исполнение 2 вообще видеть не довелось и не знаю, делает ли его кто-нибудь. А на многих шайбах исполнения 1, которые приходилось держать в руках, эта кромка и на ощупь и на вид совсем не острая.

Есть в стандарте и одна странность. Почему-то легкие шайбы имеют, при меньшей высоте, наружный диаметр больше, чем нормальные. Может быть, в этом есть какой-то особый смысл?

И еще интересная, на мой взгляд, история с такими шайбами. Попадая на железную дорогу, замечал странные шайбы под гайками, которыми рельсы крепятся к железобетонным шпалам. Шайбы примерно такие:

grover-3

Объяснить себе это явление никак не получалось. Не может же быть, чтобы вся железная дорога снабжалась бракованной продукцией какого-то автомата, штампующего эти шайбы. А потом один весьма опытный отставной путеец разъяснил мне ситуацию. Поначалу, при внедрении бетонных шпал, под гайки ставили «нормальные» шайбы Гровера. И гайки часто отворачивались. Выручили как раз эти «ненормальные» шайбы, которые пришли к нам, по его словам, с югославской железной дороги. По его же словам, «двухвитковые» шайбы позже стали заменять на какие-то тарельчатые, но эту историю он уже доподлинно не знает, так как к тому времени вышел на пенсию.

Не очень-то понятно, почему «ненормальные» шайбы лучше стопорят гайки, чем нормальные. Возможно, дело в том, что стержень крепежной шпильки от такой шайбы неизбежно изгибается. При этом как-то иначе деформируются витки резьбы и на шпильке и на гайке, вот стопорение и получается лучше. Но ведь изгиб шпильки дело явно нежелательное. Может быть, поэтому двухвитковые шайбы тоже приходится менять.

10.04.2010.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Д.Д.