Blog Post

Введение к разделу: Кому на руку «невидимая рука рынка»?

 

Один из постулатов либеральной экономики гласит, что рынок властно подчиняет действия производителя интересам потребителя. И что свободная конкуренция обеспечивает развитие производства товаров, в наибольшей степени соответствующих реальным потребностям населения и экономики в целом.

Кое-какие наблюдения дают основания для сомнений в справедливости этих утверждений. Возможно, когда конкуренция была действительно свободной, они были близки к реальности. Но в наши дни зачастую производители пренебрегают действительными интересами потребителей,  активно формируют псевдопотребности и лишают потребителя выбора.

Попытаюсь привести тому примеры в порядке возрастания масштаба.

Начну с курьезной ситуации, далекой от машиностроения. Лет сорок назад существовало явное отличие женских джинсов от мужских. У первых был т. н. матросский клапан (застежка на боку). Теперь на женских брюках этого клапана нет, а вместо него зачем-то делается такая же ширинка, как у мужских. Сколь ни смешон и ничтожен этот пример, по-моему, он показывает, что производителю плевать на анатомию и физиологию потребителя, не говоря уже о чувстве меры и элементарном удобстве. Модификаций джинсов масса, а модель одна, что дает явное технологическое преимущество производителю.

Теперь пример посерьезней и поближе к машиностроению. Среди разнообразного дробильного оборудования имеются т. н. щековые камнедробилки. Издавна использовались их два основных типа – с простым и со сложным качанием щеки. Первые сложнее по конструкции, но имеют существенные преимущества перед вторыми (см. раздел «Шарнирно-рычажные механизмы» основной статьи сайта). Как-то так сложилось на «свободном» рынке, что в наши дни с него почти исчезли дробилки с простым качанием щеки и ведущие мировые производители этого оборудования предлагают на все случаи жизни только щековые дробилки второго типа. Машины первого типа есть на сайтах их традиционных российских и  некоторых китайских производителей, но не уверен, что они реально выпускаются. Здесь налицо лишение потребителя выбора. В рекламе утверждается, что дробилки со сложным качанием прекрасно работают на горных породах любой прочности и абразивности, что, мягко говоря, не очень соответствует действительности. Похоже, что главная причина сложившейся, а вернее – искусственно созданной ситуации в том, что производителю выгоднее делать более простые машины со значительно меньшей себестоимостью. А реальными интересами потребителя он просто пренебрегает.

Гораздо масштабнее ситуация с зерноуборочной техникой. О ней подробно рассказано в статье «Комбайн косит и молотит». Тем, кому это интересно, предлагаю высказываться в соответствующей теме на форуме.

Самая значительная проблема, о которой берусь судить, это всеобщая автомобилизация. Более тридцати лет назад заинтересовался вопросом, как могло получить столь массовое развитие транспортное средство, у которого сопротивление качению в легковом варианте примерно в 6 раз выше, чем у рельсового, а в грузовом  до 12 раз? При ближайшем рассмотрении обнаружилось много интересного, а наблюдавшиеся с тех пор процессы только подтверждали необъективность ситуации. На мой взгляд, то, как обстоят здесь дела сегодня, это результат грандиозной аферы, предпринятой мировыми лидерами автомобилестроения начиная с двадцатых годов прошлого века. Мои доводы изложены в статьях «Насколько нам дороги дороги» и «Чудаки и дороги». В разделе есть и другие материалы по автомоблизации, а на форуме открыта соответствующая тема для обсуждения.

Уверен, что присутствующие здесь могут сами привести примеры неадекватного развития ситуации на рынках различной продукции машиностроения. Возможно, кто-то приведет и контрдоводы к тому, что изложено у меня. Для таких высказываний на форуме открыта тема «Кому на руку «невидимая рука рынка»?

 

05.02.2013                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Д.П.Добжинский

Добавить комментарий