pravmash › Форумы › Обсуждение сюжетов раздела «Почему так»? › Правильный наклон зубьев
В этой теме 4 ответа, 2 участника, последнее обновление Valeriy12 11 мес., 4 нед. назад.
-
АвторСообщения
-
08.03.2022 в 13:53 #4663
Здесь предлагается обсудить соответствующий сюжет раздела «Почему так?».
09.03.2022 в 22:51 #4667Все-таки нашлось прямое правильное указание по углам наклона зубьев в одном литературном источнике. Это HÜTTE, справочник для инженеров, техников и студентов, том второй, издание пятнадцатое, исправленное и дополненное, перевод с 26 немецкого издания под общей редакцией инж. В. К. Запорожец, проф. С. И. Курбатова, проф. С. И. Лебедева и инж. Н. Л. Майнулова. Москва – Ленинград, 1935 г.
Вот фрагмент страницы 560:Здесь нет объяснения, но есть четкое и более полезное указание, чем объяснение в обсуждаемом сюжете. Там речь идет о частичной компенсации осевых сил, а здесь дана формула, обеспечивающая их полную компенсацию с учетом разности диаметров зубчатых контуров, то есть полное снятие осевой нагрузки с опор промежуточного вала. Для этого нужно, чтобы угол наклона зубьев шестерни был меньше угла наклона у зубчатого колеса.
По-моему, это хорошая иллюстрация полезности чтения старой технической литературы.
11.03.2022 в 13:02 #4669Интересные сведения нашлись во французском курсе лекций «Передача мощности зубчатыми зацеплениями» ( https://www.cours-et-exercices.com/2016/03/transmission-de-puissance-par.html ).
Вот фрагменты раздела «Компенсация осевых сил в редукторах с косозубыми зубчатыми колесами»:
Перевод: * Шевронные колеса:
2 зубчатых контура с противоположными наклонами зубьев нарезаны на одном колесе. Эти колеса послужили прототипом товарного знака заводов Ситроен. Завод по производству зубчатых колес этой группы компаний в 1913 году использовал польский патент на способ нарезания шевронных шестерён.Познавательно, в смысле происхождения логотипа знаменитой фирмы Андре Ситроена.
Требование по точности взаимного углового положения технологически сложно выполнимо и всегда имеет место какая-то погрешность. Для равномерного нагружения частей сдвоенного колеса нужно обеспечить его самоустанавливаемость. То есть один из валов передачи должен быть плавающим в осевом направлении.
А вот фрагмент точно по обсуждаемой теме:
Перевод: * Наклон зубчатых контуров на промежуточных валах редукторов.
Зубчатые контуры на промежуточных валах должны иметь наклон в одну сторону, чтобы осевые усилия компенсировались (были направлены в разные стороны).
Примером применения является показанный на рисунке мотор-редуктор.Отметим, что у французов в учебных материалах по этому вопросу дело обстоит лучше, чем у нас. Но и не самым лучшим образом. В приведенном примере обеспечивается только частичная компенсация. И ничего не говорится о возможности полной компенсации за счет оптимального соотношения углов наклона зубчатых контуров.
По-моему, показанный здесь серийный соосный редуктор, вообще не лучший пример. В нем обе ступени имеют одинаковый модуль и одинаковый угол наклона зубьев. Видимо это сделано для упрощения расчетов и технологии изготовления колес двух ступеней редуктора, которые нужно вписать в одинаковое межосевое расстояние. Причем в это расстояние должны вписываться несколько пар колес с разными комбинациями чисел зубьев, чтобы обеспечить разные передаточные числа редуктора одного типоразмера.-
Этот ответ был изменен 3 мес. назад от
Д.Д..
13.03.2022 в 16:41 #4670Кажется нашлось объяснение того факта, что у нас серийно выпускаются редукторы как с разнонаправленными, так и с однонаправленными наклонами зубьев на промежуточных валах.
На сайте https://studizba.com/lectures/inzhenerija/lekcionnyj-kurs-po-detaljam-mashin/37199-osobennosti-rascheta-i-oblast-primenenija-cilindricheskih-kosozubyh-i-shevronnyh-koles.html написано следующее:
«По нормали машиностроения МН 2734-62 все шестерни нужно делать с левыми зубьями, колеса – с правыми (с целью унификации), но требование не является безусловным.
В многоступенчатых редукторах с косозубыми колёсами на промежуточных валах у колёс должно быть одно направление зубьев (чтобы осевые усилия были скомпенсированными).»
А в методичке Кафедры технической механики Университета нефти и газа им. И.М.Губкина по лабораторной работе №1 «Изучение конструкции редуктора с цилиндрическими зубчатыми колёсами» эти же положения изложены несколько иначе:
«Направление наклона зубьев в двух и трехступенчатых передачах целесообразно задавать таким, чтобы осевые нагрузки на опоры промежуточных валов взаимно уравновешивались. Для этого в редукторах, выполненных по развёрнутой схеме, у зубчатых колес промежуточного вала должно быть одинаковое направление наклона зубьев.
Эта рекомендация не является безусловной: по нормали МН 2734 – 62 в целях сокращения номенклатуры зубчатых колес рекомендуется все шестерни делать с левым, а все зубчатые колеса – с правым наклоном зуба. Это даёт возможность использовать колесо тихоходной ступени редуктора одного типоразмера в качестве колеса быстроходной ступени другого, более крупного.»
К сожалению, не удалось найти текст нормали, чтобы прояснить что, следуя этому документу, «нужно делать», что «должно быть», а что «рекомендуется». Но и так понятно, что если производитель заботится только о интересах своего зуборезного хозяйства, он все шестерни делает левыми, а все колёса правыми. Если же он руководствуется интересами потребителя, то на шестернях и колесах промежуточного вала делает наклон зубьев одинаковым. Да и собственным интересам производителя, по-моему, такой подход не противоречит, так как повышает репутацию. Слишком уж велико влияние нагрузок на долговечность подшипников при прочих равных условиях.30.03.2022 в 12:17 #4672Отличная статья! Информативно и простым языком. Я на предприятие недавно сам искал варианты приобрести запасные части горного оборудования и нашел их у группы компании Элемент — https://ru.element.global/ главное их отличие это высокое качество и хороший срок гарантии. После замены все работает в штатном режиме
-
Этот ответ был изменен 3 мес. назад от
-
АвторСообщения
Для ответа в этой теме необходимо авторизоваться.